Раскинулось море широко.

Сказка - складка, а песня - быль.

Существуют песни, услышав несколько слов из которых практически любой слушатель может подпеть, бывает даже неожиданно для себя. Мелодии и слова как бы носятся в воздухе, где-то рядом и их не надо вспоминать. Грустную и волнующую песню на слова Зубараева и музыку Гурилева «Раскинулось море широко» могут напеть очень многие, даже не зная имена этих талантливых авторов. Её не только поют, но по-прежнему сочиняют новые слова на известную музыку и так продолжается примерно с 1907г до наших дней. А много ли мы знаем об участниках печальных событий происшедших на неизвестном корабле много лет назад и воспетых многими поколениями моряков и не только? Подозреваю, что не много. Песня настолько хороша и сильна, что просто растворяешься в ней, не успев подумать, о чем она. Моя первая школьная учительница называла эту песню революционной и добавляла: «Вот как царизм издевался над рабочим классом!» Долгих 38 лет я не задумывался над этой характеристикой, просто слушал, грустил и наслаждался. Недавно я прочитал текст песни, именно не услышал, а прочитал и совершенно по другому всё воспринял, после заинтересовался и предпринял небольшие исследования произведения с точки зрения фактографии. У меня получилось что-то вроде развернутого глоссария.

Раскинулось море широко

Слова А.Зубарев
Музыка А. Гурилев


Раскинулось море широко,
И волны бушуют вдали,
Товарищ, мы едем далёко,
Подальше от нашей земли.

Не слышно на палубе песен,
И Красное море шумит.
А берег – суров он и тесен,
Как вспомнишь, так сердце болит.

«Товарищ, я вахты не в силах стоять, -
Сказал кочегар кочегару, -
Огни в моих топках совсем догорят,
В котлах не сдержать мне уж пару!»

Товарищ ушёл, он лопату схватил,
Собравши последние силы.
Дверь топки привычным толчком отворил,
И пламя его озарило.

Нет ветра сегодня, нет мочи стоять,
Согрелась вода, душно, жарко,
Термометр поднялся аж на сорок пять,
Без воздуха вся кочегарка."

Окончив кидать, он напился воды,
Воды опреснённой, нечистой.
С лица его падал пот, сажи следы.
Услышал он речь машиниста:

«Ты, вахты не кончив, не смеешь бросать,
Механик тобой недоволен.
Ты к доктору должен пойти и сказать,
Лекарства он даст, если болен».

На палубу вышел – сознанья уж нет,
В глазах у него помутилось.
Увидел на миг ослепительный свет…
Упал, сердце больше не билось.

Всю ночь в лазарете покойник лежал,
В костюме матроса одетый,
В руках восковую свечу он держал,
Воск таял, жарою согретый.

К ногам привязали ему колосник
И простынкою труп обернули.
Пришёл корабельный священник-старик,
И слёзы у многих сверкнули.

Был тих, неподвижен в тот миг океан,
Как зеркало воды блестели.
Явилось начальство, пришел капитан,
И "вечную память" пропели.

Напрасно старушка ждёт сына домой,
Её скажут – она зарыдает.
А волны бегут от винта за кормой,
И след их вдали пропадает.

Сначала выделим действующих лиц, как это делают все авторы при написании пьес.


1. Корабль
2. Кочегары
3. Машинист
4. Механик
5. Доктор
6. Священник
7. Капитан
8. Мать старушка

Корабль.

Разрез легкого крейсера. Корабль, а мне кажется, это всё- таки именно военный корабль, а не торговое судно. Это можно предположить по упомянутому составу команды. Судовой врач и судовой священник были только на крупных военных кораблях, коммерсанты в целях экономии обходились без таковых.. На крейсере был один священник и один врач, на миноносце был только фельдшер, священника не было совсем, на броненосцах было как минимум два врача и два священника. Возможно, корабль вышел с какой-нибудь черноморской базы флота, в Красное море заходили черноморские корабли. Корабль имеет паровую машину и винтовой движитель (след винта за кормой). Из этого можно примерно определить время происходящих событий – начало xx века. Немалый размер корабля подтверждается районом плавания – Красное море, можно допустить класс корабля как крейсер. Из истории мы знаем, что часть 2 тихоокеанской эскадры адмирала Рождественского шла на дальний восток, чтобы принять участие в Цусимском сражении именно через Суэцкий канал и Красное море. Корабль был спущен, скорее всего в конце 19 века. Такие выводы можно сделать по отсутствию механического углеподатчика угля – стокера (Товарищ ушёл, он лопату схватил, собравши последние силы. Дверь топки привычным толчком отворил, И пламя его озарило).

Кочегары

На службу царю и отечеству брали мужчин с 20 лет. Срок службы был 10 лет, из них 7 лет в действительной и 3 года в запасе. Для сравнения в сухопутных войсках срок был 15 лет, из которых 6 лет действительной и 9 лет в запасе. Минимальный рост рекрута составлял два аршина и 2 ? вершка, что в привычных мерах составляет 152 см. Трудно поверить, в то, что в кочегары могли взять столь малорослого новобранца, таких обычно вообще на флот не брали, оставляли на берегу. Кочегаров на корабле было много, так в романе Л.С. Соболева «Капитальный ремонт» на описанном линкоре было 32 кочегара. Условия службы были весьма тяжелы. Кидать уголь в громадную раскаленную топку, когда рядом гудят и пышут жаром ещё десятки топок, а например, на крейсере было до 24 котлов, очень тяжелая работа. Загружать топку углем – это совсем не то, что просто кидать уголь в кучу. Уголь должен распределяться равномерно по всей площади колосников, только тогда горение будет ровным и топливо станет сгорать с наибольшей пользой.

Воздухозаборники на палубе корабля, не крейсера. Воздухозаборные раструбы.

В кочегарке вентиляция только принудительная, воздуходувки гонят воздух с палубы. Учитывая, что в песне упоминается Красное море, можно предположить примерную температуру воздуха возле Африки. В тексте есть и упоминание температуры в трюме + 45! При такой жаре матросы беспрерывно кидали уголь в топки. В Русском флоте длительность вахты могла быть от 2 до 5 часов по усмотрению капитана в зависимости от разных факторов. Даже если предположить, что вахта была минимальной, т.е. два часа тяжелой работы в душном помещении при сорокопятиградусной жаре, то смертельный исход не кажется странным. Вот что говорит Большая советская энциклопедия: « В климате влажных тропических лесов, где высокая температура воздуха и предельно высокая относительная влажность сочетаются с полным безветрием (верхняя граница адаптации при относительной влажности 85% считается t 30-31°C). Перегревание тела может вызвать тепловой удар. При продолжающемся воздействии температурного фактора внезапно развивается тяжёлая форма поражения с потерей сознания, судорогами, учащённым, поверхностным дыханием, ослаблением кровообращения, повышением температуры тела до 41-42 °С. Возможен смертельный исход». Возле паровых котлов, наверняка, влажность не меньше, чем в тропических лесах, а температура намного выше. Кочегары на кораблях были наиболее необразованными и потому легко заменяемыми членами команды. Описывая забастовку на черноморском коммерческом флоте, К.Г. Паустовский замечает про корабли вышедшие с временными командами штрейкбрехеров в плавание: «Вон как дымят, это купцы поставили к топкам дворников и полицейских, хотят задушить забастовку». Другие флотские специальности, требующие специальной подготовки и опыта, дворниками бы заменить не удалось. Адские условия службы и работа большой сплоченной группой, сознание, что хуже уже не может быть, делали кочегаров сплоченным организмом. Если на корабле поднимался мятеж, кочегары непременно были его участниками. На «Потёмкине» кочегары были одной из основных революционных групп, в романе «Капитальный ремонт» флотским властям тоже пришлось арестовать всех кочегаров броненосца за неповиновение. Машинист. Котельный машинист - специалист по обслуживанию судовых паровых котлов. Это уже унтер-офицерская должность. Обычно в машинисты попадали квалифицированные рабочие уже имеющие опыт работы с котлами. Случалось машинистами служили вольноопределяющиеся, имеющие подходящее образование. Старших машинистов еще называли кондукторами. Машинист был непосредственным начальником над кочегарами. В сцене описанной в песне, машинист - унтер поступил строго по уставу, в незнании устава его никак нельзя заподозрить. В отсутствии совести тоже. Видно некем было подменить заболевшего, другая вахта отстояла свои два часа в таких же адских условиях, возможно, многие товарищи отстояли из самых последних сил, а через небольшое время им опять к топкам! Машинисты ко времени достижения кондукторского звания были уже опытнейшими моряками. Жизнь их в основном проходила не с офицерами, а с «нижними чинами». При бесчеловечном отношении к подчиненным, могла приключиться любая неприятность, мог и лом упасть на изверга, али углём засыпать насмерть. Несчастный случай и вечная память усопшему. Морскую честь унтеры хранили ни чуть не хуже, чем их высокоблагородия, подчинёнными командовали по чести и уставу и жизнь свою не отделяли от жизней всей трюмной команды.

Механик.

Механики русского флота выбирали свою профессию, совмещая любовь к технике и любовь к морю. Карьерные соображения не играли решающей роли. Перспективы продвинуться не были блестящими, даже звания присваивались специальные, не совсем военные: инспектор механической части, флагманский Инженер-механик-механик, старший Инженер-механик-механик, помощник старшего Инженер-механик-механика и младший Инженер-механик-механик. В морское военное инженерное училище принимали не только дворян, поэтому высшая морская и вообще военная бюрократия, естественно полностью дворянская, пыталась насаждать деление на касты: строевики- штурманы, артиллеристы… и черная кость – механики. Даже долгое время носить саблю с парадной формой механики не имели права. Флотская жизнь полностью смешивала карты начальству. Роль механиков на корабле была огромна и становилась все больше. Многие капитаны значительную часть своей морской жизни провели под парусами, самым сложным механизмом на корабле был корабельный брашпиль, которым поднимали якорь. Не редко механикам приходилось не только выполнять свои прямые обязанности, но и тактично, чтобы соблюсти все морские приличия поправлять капитана, предостерегая его от ошибочных команд, могущих нанести непоправимый вред кораблю. Описан случай, когда капитан крейсера «Адмирал Макаров» отдал команду отойти от плавучего якоря (бочки) в течении 1,5 часов. Старший судовой механик капитан 2 ранга М.Н. Грановский доложил капитану, что для выполнения команды потребуется не меньше 4,5 часов, форсированный отход приведет к неминуемому повреждению судовой машины и оправдан только в чрезвычайной обстановке, которой нет. Инцидент (по рапорту капитана о невыполнении приказа) был разобран на комиссии эскадры состоящей из капитанов и судовых механиков. Действия Грановского были признаны совершенно правильными и соответствующими нормативным документам по эксплуатации крейсеров этого типа. Тесный мирок офицерской кают-компании и дух морского братства, где от действий каждого зависит жизнь всех находящихся на борту корабля людей, а главное выполнение боевой задачи исключал деления на касты и сорта. Наконец-то поняв это, морское министерство только к 1913г. механиков полностью уравняло в правах и привилегиях с остальными офицерами, включая и морские чины. Механики гибли в боях ни чуть не меньше остальных, может даже чаще. Трюмная команда под руководством механиков и кондукторов до последней возможности боролась за живучесть гибнущего корабля, на то чтобы занять место в шлюпках не хватало времени, корабль переворачивался или быстро уходил под воду, нельзя было даже просто кинуться за борт. С матросами были и их офицеры. В Цусимском сражении Россия потерпела поражение, но не механики. Можно осудить, царизм, командование, революционную ситуацию, но никак не механиков. Они выполнили труднейшую задачу – обеспечить работу механизмов на кораблях непредназначенных для столь дальних переходов в условиях океанских плаваний. Эскадра к моменту встречи с японской эскадрой адмирала Того уже преодолела более 20000км и сразу вступила в бой. Практически без ремонтов в условиях базы, эскадра смогла добраться до Цусимы. Можно только представить какого труда и знаний стоило, чтобы поддерживать корабли в боеспособном состоянии. В сражении механическая служба позволяла уже сильно поврежденным кораблям продолжать бой. Русские (национальности механиков на кораблях были конечно разные) механики доказали свою превосходную подготовку и беззаветную храбрость. Под Порт-Артуром погиб Василий Васильевич ЗВЕРЕВ – уроженец Мурома, инженер-механик русского флота. Зверев получил образование в Муромском реальном и Кронштадтском морском училищах. Участвовал в военных действиях в Китае в 1900-01 в должности помощника старшего инженера-механика, награжден серебряной медалью и орденом св. Анны 3 ст. Войну с Японией встретил в Порт-Артуре на миноносце «Сильный» в должности старшего инженера-механика. 27 марта 1904 года в 2 ч. 15 минут ночи японцы предприняли вторую попытку заблокировать вход во внутренний рейд, направив 4 больших парохода в сопровождении 6 миноносцев; сторожевой миноносец «Сильный» бросился в атаку, расправился с пароходами. Получив пробоину в паропроводе, «Сильный» превратился в неподвижную мишень для вражеского обстрела. Тогда 3верев закрыл пробоину своим телом, возвратил кораблю ход, пожертвовав своей жизнью. Погибших торжественно похоронили в Порт-Артуре.

До конца выполнили свой долг механики: К.П. Максимов (1866-1906), пал от рук восставших на крейсере "Память Азова", Князь Г.Г. Гагарин (1876-1905), погиб в Цусиме со своим броненосцем "Император Александр III", поручик корпуса инженеров-механиков флота. Под Порт-Артуром погибли: ст. суд. мех. помощ. старшего инженер-механика Антон Перковский 2-й, помощ. ст. суд. мех. младший инженер-механик Генрих Сейпель, младший суд. механ. младший инженер-механик Дмитрий Смирнов…

Священник.

Видным представителем корабельных священников был отец Аввакум. В 1852 г. о. Аввакум был послан в как переводчик китайского языка в составе экспедиции в Японию возглавляемую генерал-адъютантом Е. В. Путятиным, для установления отношений. В экспедиции о. Аввакум исполнял обязанности корабельного священника на фрегате «Паллада». Это путешествие вошло в историю русско-японских связей, в отечественной литературе тоже оставило заметный след. «Фрегат Паллада» – известнейшее произведение И. А. Гончарова (1811-1891), тоже участвовавшего в этом плавании. Впервые о. Аввакум упомянут в письме из Портсмута (Англия), куда «Паллада» пришла под праздник Рождества Христова 1852/53 гг. «В первый день праздника была церковная служба, потом общий обед, – сообщал Иван Александрович. – На палубе ветер чуть с ног не сшибает; уж у отца Аввакума две шляпы улетели в море, одна поповская, с широкими полями, которые парусят не путем, а другая здешняя». В июне 1853 г. «Паллада» пришла в Гонконг, и один из матросов был эвакуирован на берег в тяжелом состоянии. Под 23 июня о. Аввакум сделал такую запись: «Поутру я ездил в госпиталь причащать матроса Федота Алексеева (безрукого матроса, одержимого лихорадкой)». А на следующий день, 24 июня, о. Аввакум «в 5 1/2 часов отправился в госпиталь отпевать умершего матроса Федота Алексеева. Гроб проводил за город».

29 августа. Суббота. В 6 1/2 часов обедня и панихида по убиенным воинам». (По православным воинам, за веру и отечество на поле брани убиенным).

Члены экипажа мужественно переносили все тяготы долгого путешествия с его неизбежными лишениями. 6 сентября, в воскресный день, о. Аввакум занес в свой дневник скорбные строки: «В 6 1/2 часов обедня. По окончании оной при подъеме стеньги один матрос Борисов Адриан свалился с салинга на палубу, ушибся ужасно, поднят без чувств; пущена кровь, пришел в чувства, приобщен Святой Тайне. В 1 1/3 часов умер».

«7 сентября. Понедельник. В 5 часов утра обедня и отпевание матроса; все это кончилось в 7 часов».

Вот еще одно сообщение, датированное 13 ноября: «Поутру отпел панихиду по князе Урусове». (Урусов Сергей Степанович – князь, гардемарин, затем мичман на «Палладе»). Но члены экипажа не роптали на судьбу, смиренно вверяя свои жизни Промыслу Божию. «Исполнился год нашему путешествию. Обедня и благодарственный молебен», – записал о. Аввакум в своем дневнике под 7 октября.

На корабле все без исключения члены экипажа подчинялись строжайшей дисциплине. Место на корабле священника было четко определено.

Права и обязанности морских священнослужителей были определены Морским уставом 1720 года и Инструкцией флотским иеромонахам 1721 года. Что же входило в круг обязанностей священника на корабле:

1) Совершение ежедневных молитв и богослужений. Совершались три молитвы: утренняя, дневная и вечерняя, когда позволяла погода. 2) Другой, не менее важной обязанностью корабельного священнослужителя было наблюдение за больными. Так, пункт 4 главы IX Морского устава гласил: “Смотреть над больными, чтоб без причастия не умерли. - Должен посещать и утешать больных и иметь попечение, дабы без причастия кто не умер и подавать сведения капитану о состоянии, в котором их находит”. 3) Личным примером показывать образ правильного Христианского жития. “Содержать себя в добром порядке в образ другим”, - гласит пункт 2 главы Морского устава. Русская Православная Церковь строго следила за тем, чтобы корабельный священник был не только лицом, отправляющим богослужение и причащающим больных, но и тем человеком, который был бы образцом для подражания для членов экипажа во всех проявлениях жизни, будь то отношение к еде или отношение к противоположному полу, ведение бесед или чтение книг и т.д. Если священник нарушал это правило, то его ждало суровое наказание. Каждому флотскому священнику полагалась на корабле отдельная каюта, а обер-иеромонаху, если он жил на корабле, полагалась особая обер-иеромонашеская каюта. Если сначала каюта морского священнослужителя располагалась выше капитанской, то затем ей стали отводить место рядом с помещением команды для того, чтобы священнослужителю можно было вести как можно чаще беседы с командой, находиться в непосредственном контакте с матросами, в том числе и во внеслужебное время. В этих целях священнослужителя никогда не селили с кем-либо вдвоем. Флотскому иеромонаху была положена шлюпка. Согласно Морскому уставу, он мог приставать к кораблю с правого борта. Традиционно “этой чести в то время удостаивались лишь флагманы, командиры кораблей и офицеры, имевшие Георгиевские награды. Многие иеромонахи нелегко расставались с флотом, а служба на кораблях в течение пяти-семи лет считалась обычным делом. Духовенство привлекали сравнительная свобода и независимость от духовного начальства, особенно тогда, когда корабль находился в плавании, отсутствие монастырского режима, который предъявлял определенные требования к поведению, еде и т.д., несложность выполняемых обязанностей, которые не отнимали много времени. Следует отметить, что ряд иеромонахов смотрели на флотскую службу, как на очередную ступеньку в своей духовной карьере, к получению епископского сана. Одним из важных направлений деятельности морских священнослужителей была работа по поддержанию на должном уровне, укреплению и распространению боевых традиций . Значителен подвиг о. архимандрита Георгия, благочинного над флотским духовенством в Севастополе, в годы Крымской войны (1853-1856 гг.), подтвердивший факт, что священнослужители личным примером показывали образец выполнения воинского долга и своих обязанностей. “О. Георгий в ходе героической обороны Севастополя ежедневно совершал божественные литургии на корабле “12 апостолов”, и на бастионе 38-го флотского экипажа в Севастополе, под неприятельским огнем напутствовал раненых и умирающих. Его признали адмиралы Нахимов и Берг. За этот подвиг он был награжден золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте”. Согласно руководящим документам, место священнослужителя в бою находилось на передовом перевязочном пункте, который зачастую обстреливался так же, как и боевые орудия и укрепления. Однако во время боя священнослужители не всегда неотлучно находились вместе с доктором в лазарете. Если того требовала обстановка, пастырь выходил на палубу и помогал морякам словом и делом - напутствовал их, отпевал умерших, воодушевлял и подбадривал, а иногда выполнял роль подносчика снарядов при каком-либо орудийном расчете. Незабываем подвиг о. иеромонаха Порфирия, корабельного священника крейсера “Аскольд”, входившего в состав 1-й Тихоокеанской эскадры. “28 июля 1905 года крейсер в составе эскадры вышел в море для прорыва во Владивосток и принял участие в бою с японским флотом. После атаки неприятелем русской кильватерной колонны[6], вышел из нее и, приняв управление на себя, вызвал огонь японцев. Во время боя о. Порфирий геройски воодушевлял матросов на верхней палубе.”. Многим хорошо известен незабываемый подвиг крейсера “Варяг” под командованием капитана 1 ранга Руднева В.Ф. в неравном бою 27 января 1904 года у Чемульпо, однако, не все знают о том, что однофамилец командира “корабельный священник о. Михаил Руднев во время жестокого боя ходил по залитой кровью палубе и воодушевлял офицеров и матросов”. Незабываем подвиг иеромонаха о. Антония корабельного священника минного заградителя “Прут”. “29 октября 1914 года “Прут” следовал из Ялты в Севастополь, имея на борту семьсот десять мин. У траверза мыса Фиолент он был перехвачен немецким крейсером “Гебен”, который осуществлял крейсерство на Черном море. Видя то, что выброситься на берег не удастся, а артиллерийское вооружение “Прута” было столь ничтожным (восемь 47 мм орудий и один пулемет), что о бое с “Гебеном” не было и речи, было принято решение - открыть кингстоны и затопить корабль. Видя, что минный заградитель не собирается сдаваться, “Гебен” осыпал его градом снарядов, нанеся сильные повреждения тонущему кораблю... О. Антоний появился на верхней палубе... и, приблизившись к борту, простер руки к небу, словно призывая милосердие Божие на всех гибнущих, умирающих и страдающих своих духовных детей. - Батюшка! Спасайтесь! - кричали ему со шлюпок. Но о. Антоний не обращал внимания. Он молился... Затем, высоко подняв крест, стал быстро, быстро благословлять всех вокруг... Вихрь дыма застлал место, где только что стоял батюшка, больше никто его не видел... 80-летний, белый, как лунь, иеромонах о. Антоний не пожелал в минуту гибели родного корабля расстаться с ним и погиб с крестом в руках, до последней минуты благословляя свою паству”. Священник много раз совершавший обряд похорон в море сам был принят морем. Вот как описывает овременник похороны на корабле: “Тело умершего или погибшего моряка зашивали в парусину, к ногам прикрепляли груз, после чего покойника помещали на специальной чисто обструганной доске, выносили на шканцы, ставили на небольшое, специально сооруженное для этого случая деревянное возвышение и покрывали Андреевским флагом... Корабельный священник производил обряд отпевания... С началом отпевания флаг приспускался до половины. По окончании этого церковного обряда, под пение “Со святыми упокой”, тело вместе с доской подносили к борту ногами вперед и конец доски клался на планширь. Два специально назначенных матроса становились у изголовья и брали края флага в руки. По сигналу горниста доска приподнималась, и тело соскальзывало за борт из-под флага; одновременно судовой караул производил троекратный залп. Флаг поднимался до места. На церемонии обязаны были присутствовать все офицеры и матросы, не занятые службой, что символизировало признание того, что перед Богом и смертью все равны”. Священнослужители зачастую гибли в бою. В “числе священников, погибших в русско-японской войне, были иеромонах Алексий Раевский с броненосца “Петропавловск”, иеромонах отец Назарий с эскадренного броненосца “Князь Суворов”, судовой священник отец Александр Недрыгайло с эскадренного броненосца “Александр...”, иеромонах отец Виктор Никольский с эскадренного броненосца “Ослябя”, судовой священник иеромонах отец Кирион с эскадренного броненосца “Наварин”, иеромонах Федор Хандалеев с крейсера 1-го ранга “Светлана” и другие”.

Врач.

Военный врач – редчайшее объединение совершенно противоположных направлений, а военноморской доктор требует этих качеств, вдвойне. Яркий пример печальных последствий неверных действий корабельного врача– известное всем восстание на броненосце «Потемкин». Поводом к началу событий стал готовившийся для обеда команды борщ с недоброкачественным мясом. Причиной этого возмутительного вообще, а на флоте особенно, была целая цепь событий. Для питания команды было приобретено несвежее мясо, не нашли другого (для экипажа требуется очень много). Потом миноносец вез это мясо на горячей палубе, по пути столкнулся с рыбацкой лодкой, по её вине. Пришлось задержаться на три часа, спасая рыбаков. Принимая мясо, старший врач Смирнов посчитал мясо пригодным в пищу, после того, как с него смоют появившихся личинок мух. Сведения о качестве предстоящего обеда облетело команду и вызвало взрыв возмущения. Когда восставшие предложили офицерам сделать выбор: примкнуть к команде или сойти на берег, остался на корабле – верный долгу врача, не могущего оставить без медицинской помощи экипаж младший врач С.Г. Галенко. Своим поступком он отчасти смыл пятно, нанесенное репутации корабельных врачей его старшим коллегой. Врач относится к командному составу корабля. Каждое лицо командного состава обязано обеспечивать безопасность мореплавания, подготовку подчиненных и готовность средств своего заведования к борьбе за живучесть судна. Санитарная служба обеспечивает охрану здоровья и лечение экипажа, санитарное состояние судна и возглавляется старшим судовым врачом, он подчиняется капитану. Судовой врач несет ответственность за медицинское обеспечение экипажа и санитарное состояние судна. В его ведении находятся помещения медицинского назначения и оборудование, инструментарий и медикаменты. Требования судового врача в части соблюдения лечебных и санитарных правил обязательны для всех находящихся на судне лиц. Обязанности: 1. обеспечивать соблюдение на судне гигиенических и санитарных правил; проводить санитарно - гигиенические и противоэпидемические мероприятия, докладывать капитану о случаях инфекционных и массовых заболеваний; 2. оказывать лечебно - профилактическую медицинскую помощь лицам, находящимся на судне, и при необходимости - членам экипажей других судов, ежедневно проводить прием больных 3. осуществлять повседневный контроль за санитарным состоянием судна, хранением провизии и неснижаемого запаса, качеством питьевой воды, медицинской комплектацией спасательных средств; содержать свое заведование в надлежащем порядке и готовности; 4. осуществлять подготовку санитарного актива, обучение экипажа способам оказания первой медицинской помощи, организацию медицинских постов; обеспечивать организацию своевременного прохождения экипажем медицинских осмотров и требуемых прививок; 5, обеспечивать своевременное проведение дератизации и дезинсекции судна; следить за соблюдением международных, национальных и местных санитарных правил; 6. заказывать медико - санитарное снабжение, осуществлять его прием, учет и расходование, включая хранение и контроль выдачи сильнодействующих лекарств и наркотических средств; 7. участвовать в составлении меню, контролировать качество продуктов, их калорийность и приготовление пищи; 8. при приходе (отходе) судна в порт осуществлять выполнение санитарных формальностей и карантинных мероприятий; докладывать старшему помощнику о готовности службы к рейсу. Флотские врачи продолжали лечить людей и после службы. Оба врача крейсера «Варяг» были скромными умелыми представителями своей профессии. Старший врач М.Н. Храбростин в 1906г. вышел в отставку и поселился в С Кесьма Тверкой губернии, где работал сельским врачом. Умер он в 1915 году, прожив 63 года. Похоронили его во дворе больницы. Младший врач «Варяга» М.Л. Банщиков был награжден высшими наградами и царского и советского правительства.. В 1904 г. за мужество и героизм в бою при Чемульпо он, как и все офицеры, получил орден Св. Великомученика Георгия Победоносца IV степени, а в 1944 г. – орден Ленина за героический труд в блокадном Ленинграде. До своей последней минуты были со своими раненными: На броненосце «Петропавловск» старший врач надворный советник Андрей Волкович , младший врач лекарь Иван Константинов. Броненосец «Цесаревич»: Старший судовой врач Коллежский советник А.Г. Шплет

Капитан.

Абсолютно все происходящее на корабле – входит в круг ответственности капитана. Никто на корабле не вправе не исполнить приказ капитана. Права Капитан осуществляет управление судном на основе единоначалия. Все указания, относящиеся к деятельности судна, передаются только капитану, который отвечает за их выполнение. Капитан издает приказы по судну. Распоряжения капитана в пределах его полномочий подлежат беспрекословному исполнению всеми находящимися на судне лицами. Требования обязательны для всего экипажа корабля, в том числе и для всех лиц, временно прибывающих на корабль. Капитан отвечает за все происходящее на корабле, любая оплошность члена экипажа будет поставлена капитану в вину, как личное упущение. Капитаны полностью согласны с этим. Вот как выглядят происшедшие песенные события в свете прав и обязанностей капитана. Кочегар не мог бросить вахту – капитан вправе объявлять авральные и аварийные работы; никто из находящихся на борту лиц не вправе отказаться от участия в них или закончить их раньше установленного срока. Капитан имеет право в случае опасности для судна, людей и груза либо для оказания помощи другому судну или людям устанавливать режим работы главной силовой установки (других технических средств) с превышением установленных норм, принимая ответственность за последствия на себя Кочегар погиб, капитан во время плавания удостоверяет завещания лиц, находящихся на борту судна. С прибытием в порт такое завещание должно быть оформлено в законном порядке При длительном нахождении в море и невозможности сохранения тела - предать его морю согласно морским традициям. . Если, по мнению капитана, судну грозит неминуемая гибель, он принимает все меры к спасению пассажиров, после чего разрешает экипажу оставить судно. Капитан оставляет судно последним, приняв все меры к спасению судового, машинного и журнала судовой радиостанции, а также карт данного рейса, других документов и ценностей. В случае гибели судна, куда бы ни был доставлен его экипаж, капитан сохраняет все права и обязанности в отношении всех лиц, находящихся на судне до его гибели. Если в результате спасения экипаж доставлен в иностранный порт, капитан должен принять все меры к скорейшей доставке его в порт приписки судна. Корабли и суда ВМФ являются собственностью России и где бы они не находились, подчиняются только законам России. Ни одно иностранное правительство не имеет права вмешиваться в жизнь военного корабля России. Всякая попытка в этом направлении должна пресекаться самым решительным образом, в крайнем случае, силой оружия. Грань, когда наступит этот «крайний случай» в описываемое время, когда радио было в зачаточном состоянии, решал только капитан. В случае с крейсером «Варяг» и канонерской лодкой «Кореец» капитан Руднев принял решение вступить в неравный бой, а когда продолжать битву было уже немыслимо, отдал команду затопить корабли. Принимая решение, тем самым капитан снимает ответственность со всех своих подчиненных. o Стать капитаном невозможно было, не пройдя все положенные служебные ступени и не выполнив морской ценз, а это многие годы в море. По знакомству можно было попасть на корабль идущий в дальний поход. Проплавав несколько лет не заходя в родной порт, вернувшись можно было рассчитывать на получение следующего чина. Дальше опять в поход, много раз в поход и только потом появляется надежда стать капитаном. Поставить на эту должность неподходящего человека – значит потерять корабль и не выполнить задачу, для которой строятся корабли. В истории остаются капитаны, капитана помнят, а старпома или механика нет. Бригом «Меркурий» командовал 28-летний капитан-лейтенант Александр Иванович Казарский, он вывел свой бриг «Меркурий» из смертельной опасности и нанес посильный вред турецкой эскадре. Капитан парохода «Челюскин» В.И.Воронин сохранил экипаж и экспедицию на льдине во время вынужденной зимовки, до этого он совершил несколько труднейших походов в северных широтах. Челюскин Семён Иванович, в честь которого был назван знаменитый корабль (около 1700-1764), полярный исследователь, капитан 3-го ранга (1760). Участник второй Камчатской экспедиции. В 1741-42 описал часть берега полуострова Таймыр. В разные времена разные люди, объединенные одним званием – Капитан, достойно несли службу Родине. Они олицетворяли само понятие Родина для своей команды и Россия для всех других стран и кораблей.

Мать - страрушка.

Этот персонаж сохранился почти во всех переделках песни, по другому и быть не могло. Мысли о матери согревают сердце и укрепляют волю в трудные минуты любого человека, попавшего в трудное положение. Эта мать не дождалась. Теперь посмотрим, чем государство могло отчасти помочь пережить матери утрату сына и как все бы сложилось, если бы сын остался жив. Вот, как трактует устав: Длительность отпуска моряка за все время службы могло составлять до одного года. Увольнение в запас производилось по истечению установленных сроков, но не раньше октября месяца. Чины, находящиеся на военных судах в заграничном плавании, по выслуге ими срока действительной службы могут быть увольняемы в запас в случае изъявления ими самими на то желания немедленно по возвращении судна в один из русских портов. По особенно же уважительным причинам командиру судна разрешается увольнять в запас желающих и из заграничных портов; но в таком случае уволенные возвращаются в Россию на свой счет. Время, проведенное чинами флота на действительной службе сверх установленного для оной срока, зачитается вдвое в срок, определенный для состояния в запасе. Тем же чинам флота, которые по необходимости задержаны будут на службе в мирное время свыше общего срока, установленного для действительной службы и для состояния в запасе, предоставляются права сверхсрочнослужащих, а не пожелавшим воспользоваться сими правами производится в течение всего времени сверхсрочной службы двойное штатное жалованье. . Нижние чины, сделавшиеся во время состояния на действительной службе неспособными к продолжению оной, а также нижние чины запаса, получившие увечье во время учебных сборов, в случае неспособности их к личному труду и неимения собственных средств к жизни, ни родственников, желающих принять их на свое иждивение, получают от казны по три рубля в месяц; те же из них, которые будут признаны требующими постороннего ухода, размещаются по богадельням и благотворительным заведениям и в случае неимения в них свободных мест поручаются попечению благонадежных лиц с платою от казны стоимости содержания призреваемого, но не свыше шести рублей в месяц. . Семейства воинских чинов, убитых, или без вести пропавших на войне, или же умерших от ран, полученных в сражениях, призреваются на основании особого о них Положения. . Если из семейства, состоящего из отца или матери-вдовы с детьми или из деда или бабки с внуками, или же из старшего брата с малолетними сиротами, убудет по какому-либо случаю единственно способный к труду член семьи, то один из находящихся на службе членов такого семейства, по выбору старшего в семействе лица, увольняется с действительной службы, за исключением, однако, военного времени и времени учебных сборов. Прекрасная песня, осталась такой же печальной, но узнав побольше о моряках и времени, когда погиб кочегар, впечатление изменилось. Вместо замученного неволей и офицерней кочегара, мы увидели геройскую смерть русского моряка. Он до конца выполнил свой долг перед Родиной. Рядом с ним несли вдали от родных берегов свою нелёгкую вахту другие русские моряки. Каждый на своём месте служил честно, как и положено. Великая песня и сегодня может быть примером и помощником в по-другому, но всегда тяжелой службе на кораблях. Даже самый могучий авианосец по сравнению с океаном – всего лишь песчинка. Не техника, только воля человека может бороться со стихией.

Дмитревский Михаил Викторович.

Сайт создан в системе uCoz