На главную   |  Где отремонтировать люстру и настольную лампу?   |   Мы на карте Москвы   |   Как нас найти(подробно)  |    Объявления  | Друзья и парнеры
   |   Иллюстрации к этой статье.

Потомки костотрясов.

 

Славное семейство начало путь от простейшего костотряса, превратилось в диковинный бицикл, завоевало мир под именем велосипеда и совершенно свело его с ума, превратившись в супербайк.

            Семейство разделилось на три основных вида, два могучих: велосипеды и мотоциклы и одно довольно хилое- самокаты. Моторный транспорт пока оставим без внимания, сосредоточимся на мускульном.

            Общение человека с велосипедом очень гармонично и многолетне. Из коляски ребенок садится на 3х колесный велосипедик и в старости последним транспортом, которым ветеран еще может управлять, тоже чаще всего будет велосипед.

            Я попробую подробно описать велосипедное племя параллельно развитию человека от нежного возраста до поры подведения итогов жизни.  Дети, безусловно, цветы жизни, но какие же это непоседливые цветочки! В коляске ребёнок уже не желает сидеть, бегать уже научился и теперь бежит, кажется, во все стороны одновременно, кроме той куда надо родителям. Вот малышу куплен трехколесный велосипед с ручкой сзади. Теперь он ВЕЛОСИПЕДИСТ. Настал удобный повод познакомиться с первым в жизни множества людей велосипедом. Лет десять назад произошла настоящая революция – появилась ручка позади сидения. С помощью нововведения у родителей открылась возможность управлять велосипедом вместе с ребенком, а часто и вместо ребенка. Такой велосипед стало можно использовать практически как коляску. На него сажают ребенка настолько маленького, что он еще не может ни крутить педали, ни рулить. Для таких крохотуль даже предусмотрены дополнительные подставки для ножек, если они не достают до педалей или нет желания их доставать. На некоторое время все довольны. Проблема может возникнуть потом, когда дитё подрастет и придет пора пересаживаться на более солидное транспортное средство. Малыш долго не может понять, почему новый велосипед никуда не едет, да еще норовит залезть в кусты. Маленький человек, проездив на своём стальном дружке пару лет, до сих пор не знает, как крутить педали и зачем нужен руль.

            Детские трехколесные велосипеды крайне ненадежны. Даже сначала удивительно, как малыш умудряется переломить трубу диаметром 35мм. Дело в том, что толщина стенки могучей трубы чуть толще фольги от шоколада. Лидирует по количеству поломок та же злосчастная ручка для родителей. Стоит один раз попытаться, пользуясь ручкой приподнять переднее колесо для въезда на бордюр (как когда- то поднимали колеса коляски)- и ручка отламывается. На некоторых моделях крепление узла усилено, но обычно, усиление результата не дает и вырывается вместе с куском металла из рамы. Ни в коем случае не пользуйтесь ручкой как рычагом! Очень часто ломаются рули, обычно возле перемычек, соединяющих половинки передней вилки. Запас прочности у малышовых велосипедов отсутствует полностью, максимальная нагрузка, допустимая для большинства моделей - 10 -12 кг. Надежды на то, что велосипед послужит второму ребенку, не оправдаются. Очень часто одному ребенку приходится покупать два, а то и три трехколесных велосипеда. Разброс цен почему-то не зависит от качества. Абсолютно одинаковые велосипеды могут отличаться по цене в три раза! Постарайтесь избегать сложных конструкций, они существенно дороже, а ломаются ничуть не реже. Если незамысловатый велик, у которого механизмы просты и видны, можно отремонтировать, хотя мастерскую, которая возьмется за такую работу, надо будет еще поискать (в ней необходим хороший сварочный аппарат и достаточно опытный сварщик), то механизм управления с тросовым приводом или гибким валом не станет делать никто. В этом случае необходима замена дефектных деталей, а запасных деталей к трехколесникам мне не только не приходилось видеть, но и слышать о них не доводилось ни разу. Большинство велосипедов для этого возраста, наверное, чтобы скрыть хилость конструкции, очень богато оснащены. Музыкальная установка, исполняющая десяток мелодий, мигающие огоньки, два багажника, навес над седоком – стандартный набор. Добавим к этому яркую раскраску, ленточки и резиновые игрушки, вот портрет маленького велосипеда.

            Иногда попадаются велосипеды несравненно беднее украшенные, самое важное, без задней ручки. От них пахнет историей, самые молодые родители узнают в них своих первых велосипедиков. Такие экземпляры выпускаются и продаются не в Москве, а далеко за Уралом, а в Москву привозятся для детей из командировок и дарятся тамошними родственниками. Вот такие редкие агрегаты вполне годны для нескольких детей, и не очень боятся, что на них сядет из озорства брат-первокласник.

            Следующий велосипед покупается обычно уже двухколесный с поддерживающими колесиками. Принципиальное отличие его от трехколесного собрата - это наличие тормозов. При покупке на конструкцию тормоза надо обратить пристальное внимание. Тормоза на таких велосипедах бывают ножные с приводом цепью к задней тормозной втулке и ручные клещевые, с действием колодок на обод колеса. Желательно выбрать ножные, ноги у человека примерно в 3 -4 раза сильней рук. Даже при вполне исправных ручных тормозах у ребенка может не хватить сил в кисти руки для быстрого эффективного торможения. Надо учитывать, что на таком велосипеде малыш уже может разгоняться до опасной скорости и отъезжать от родителей очень далеко и надежность тормозов – это первейший залог безопасности. Поддерживающие колесики тоже деталь специфическая. С одной стороны без них пока обойтись нельзя – на двух колесах еще не умеет, с другой они за все цепляются: корни, бордюры, ноги сопровождающих, другие велосипеды и многое другое. У велосипеда с поддерживающими колесами вид довольно чудной – он едет ощутимо наклонившись то в одну, то в другую сторону. Такая особенность, а не неисправность, вызвана самой конструкцией. Если поставить поддержку так, чтобы велосипед встал прямо, то когда ведущее колесо окажется над ямкой или одно из маленьких колес наедет на камень, велосипед потеряет контакт с дорогой, ведущее колесо повиснет и чтобы ехать дальше надо слезть с велосипеда, толкать его, пока не минуете препятствие. В жизни придется больше толкать транспорт, чем ехать на нем, поэтому колеса стоят так странно. Правильное положение: при прямом положении велосипеда колеса – поддержки должны быть немого приподняты от земли.

            Ассортимент  велосипедов для садовского возраста позволяет выбрать подходящий вариант на любой вкус и кошелек. Качество изделий гораздо выше, чем у предыдущих.

В этой группе уже встречаются экземпляры с переключением скоростей и пружинной подвеской. Предпочтение лучше отдать машине попроще. Учтите, на этом велосипеде ребенок будет осваивать езду уже без поддержки, а значит, предстоит много падений вредных и для транспорта и для седока. Размер велосипеда, это относится к любым моделям для любого возраста, должен быть таким, чтобы, соскочив с сиденья можно было устойчиво встать на ноги. Для детей от 4 до 7 лет, скорее всего, это будут модели на колесах от 12 до 16 дюймов. Размер колеса обозначен на боковой поверхности покрышки, с него начинается маркировка. Врожденных неисправностей на таких велосипедах уже не встречается, только затягивая гайки на осях колес, соблюдайте умеренность, довольно часто срывается резьба. Задняя втулка при минимальном уходе служит достаточно долго, хватает до замены велосипеда следующим. Ремонту втулка в домашних условиях почти не поддается, если возникнет такая необходимость, придется заменять всю втулку с полной переспицовкой колеса. Бывает, выгодней и быстрей поменять колесо в сборе. Запасные детали к детским велосипедам уже можно купить на рынках и в магазинах.

            Часто параллельно велосипеду ребёнку приобретается еще и самокатик. Сейчас мода на них уже отходит, но их еще достаточно много чтобы про них забыть. Самокаты когда-то были очень распространены из-за невозможности приобрести ребенку велосипед, их изготавливали сами из досок и пары подшипников. Теперь они приобретаются только под воздействием моды, порожденной интенсивной рекламой. Самокат –скутер передвигается на малюсеньких колесиках, для него требуется только асфальт. Странно, как у такого простого устройства может быть столько поломок. Ломается все: рама, подшипники колес, подшипники вилки. Качественному ремонту скутеры не поддаются, так даже если заменить подшипники в рулевой колонке новыми, огромный люфт не пропадет. Оказывается, гнездо для подшипника само имеет громадный люфт в трубе, куда оно вставлено.

            Когда езда на двух колесах уже надежно освоена и к уверенности добавилась даже некоторая лихость, опять пора менять экипаж.

Теперь будем искать что-нибудь для подростка. Выбор очень велик, а целесообразность вступает в борьбу с модой. За одинаковые деньги, относительно небольшие, можно купить или обыкновенный без амортизаторов и переключателей качественный            велосипед или обвешанного оборудованием  «навороченного» монстра, который развалится очень быстро. Надо сразу понять: цена должна соответствовать классу. Двухподвесочный велосипед не должен стоить меньше 15000р, иначе все его оборудование – просто бутафория. Если Вам попался такой же на вид, но за 2-3 тысячи, за эти деньги получите массу проблем. Затраты на регулярные и нескончаемые ремонты быстро превысят цену покупки. Если удастся убедить подростка не гнаться за модой, а это бывает очень трудно, лучше покупать обычный, без переключателей, велосипед. За такой выбор говорят такие наблюдения:

  1. колеса используются для подростков еще не очень большие, 20 -24 дюйма, поэтому переключатель скоростей на заднем колесе находится от земли очень близко и норовит за все зацепится. Если зацепится, неминуемо падение. На седоке появятся многочисленные синяки и шишки, а переключатель придется выбросить. Деталь это не дешевая, а такие случаи будут регулярно.
  2. Богато оснащенные велосипеды (в этом классе почти не используют дорогие легкие материалы) очень тяжелы. Посмотрите на профессиональных велосипедистов, спортсмен весом  в 100 и более килограмм пилотирует легонький (6 -8 кг), тоненький снаряд, под горой мышц велосипеда почти не видно! А теперь сравните своего ребенка и ту груду стали, которую он предлагает Вам купить. Ему предстоит не только, кататься на нем проливая реки пота,  но и втаскивать его в подъезд и лифт. Если он не сможет, значит, Вам придется показывать чудеса силы и ловкости.

Сразу надо решить, для чего в основном будет использоваться велосипед. Большинство недорогих моделей относятся к туристическому типу. Такие рассчитаны для спокойного катания по асфальтовым и грунтовым дорожкам. Если их использовать для экстремальной езды, итог будет печален. Для активной езды существуют специально предназначенные конструкции,  существенно дороже, но дающие ездоку именно те ощущения, которых он жаждет. Все сказанное выше, будет относиться не только к подростковым велосипедам, но и вообще ко всем велосипедам и всем возрастам. Вот примерный перечень типов велосипедов и их назначение с небольшими комментариями. Сразу оговорюсь: цены приблизительные и за достойные модели, про поддельную дешевку, продающуюся в продуктовых магазинах, я не говорю.

Дорожный

Самый обыкновенный недорогой тип, никаких пружин, чаще всего не имеет переключения скоростей. Тормоза ножные, обязательно имеет щитки над колесами и багажник. Благодаря одной небольшой звездочке на заднем колесе, такой велосипед совершенно не склонен цепляться за пеньки и бордюры. Если основные ваши маршруты проходят по холмистой местности или часто возите значительные грузы или никуда не спешите и предпочитаете тратить меньше усилий, пусть ценой меньшей скорости, можно заменить шестерню на заднем колесе на другую большего диаметра, такую можно купить на любом велорынке. Потребуется только удлинить цепь на несколько звеньев. Дорожные велосипеды- лидеры по надежности, это подтверждается их распространением в сельской местности, там и мешок картошки перевезут на багажнике и бревно, привязав к раме, доставят в усадьбу. Ремонтировать такую технику вполне можно и дома. Колеса  устанавливаются на них 28 дюймов. Цены достаточно демократичные от 2000р до 4000р.

BMX(аббревиатура от английского «Bicycle Motocross» - велосипедный мотокросс)

Велосипеды такого типа не предназначены для катания или путешествий, их удел шоу и трюки.  Для этих целей используются жесткие легкие рамы и небольшие, чаще всего 20 дюймов колеса. В качественных моделях число спиц доходит до 72 штук в каждом колесе, при норме в колесах остальных велосипедов в 36 штук. Обильно оспицованные колеса имеют очень высокую жесткость и надежность. Пытаясь повторить трюки ВМХ на обычных колесах, неминуемо получите огромную «восьмерку», поломку оси, а может и трещину в раме. Сиденье, конечно, у ВМХ тоже есть, но им наездники почти не пользуются. Тормоза очень цепкие, переключателей нет, щитков нет, на концах осей колес часто установлены специальные опоры-подножки для выполнения трюков. Руль имеет возможность совершать вращение в 360 градусов. Само назначение таких снарядов предполагает обязательное использование защитной экипировки и шлемов. Цены начинаются от 3000р, за эти деньги приобретается похожий на настоящий трюковый велосипед, но по своим возможностям самый обыкновенный подростковый, для трюков он не годен, за настоящий трюковой придется, выложить от 15000р

Складной велосипед

Главное преимущество, в сложенном виде занимает места значительно меньше, чем в разложенном виде. Для уменьшения габаритов колеса ставятся небольшие - 20 – 24 дюйма. Существуют и с колесами в 28 дюймов, но их назначение мне непонятно, даже сложенные, они громоздки, а по надежности уступают дорожным велосипедам. В остальном, обычный городской велосипед. Переключения скоростей может не быть, а может и быть. Если оно есть, то из-за низкого расположения заднего переключателя кататься придется по хорошим дорогам, бездорожье быстро уничтожит переключатель. Когда в нашей стране появились складные модели, а было это в семидесятые годы прошлого века, главным их достоинством считалось возможность доехать на велосипеде до гаража, потом сложить , положить в багажник, доехать на машине до грибных мест, опять сесть на велосипед и на нем по тропинке добраться в самую глубь леса. Был и другой вариант: погрузить велосипед в электричку, доехать до нужной станции, а до родной дачи докатить на своем транспорте. Очень привлекательна возможность посадить ребенка 10 лет на складной велосипед и не покупать другой хотя бы лет пять. У этой группы руль и седло имеют громадный запас регулировки, а маленькие колеса позволяют даже небольшому человеку, спрыгнув с седла свободно стоять на земле. Ребенок будет расти, и следом за ростом можно выдвигать седло и руль. Складные модели очень распространены в городах благодаря малым габаритам при хранении, а в Московском климате хранить придется минимум 6 месяцев в году, и невысокой цене от 2500 до 6000р.

Городской велосипед

Его предназначение не довезти до гаража, а заменить автомобиль там, где позволяет погода, небольшие расстояния и наличие хороших дорожек. В наших краях этот тип получил очень скромное распространение, наверное, никак не соберутся в одном месте все три необходимых условия. Очень жаль. Такие велосипеды весьма удобны, обычно имеют маленькие колеса, коробку скоростей (не громоздкий переключатель, а настоящую коробку в задней втулке) с  от 3 до 7 передачами, очень надежный ножной тормоз. Цены на эту группу сильно разнятся и начинаясь от 6000 могут превысить и 15000. Многое зависит от комплектации и престижности. Такую технику покупают не от невозможности купить автомобиль, он наверняка уже есть, а считая, что покупка подчеркнет индивидуальность владельца.

Хардтейл (Hard Tail)

Так называется байк с одним передним амортизатором. Среди велосипедов со спортивным уклоном таких сейчас большинство. Такой тип можно признать разумным компромиссом  между спортом и комфортом. В основном колеса применяются  26 дюймов, тормоза только ручные клещевые или дисковые. Стихия  хардтейлов слегка пересеченная местность и туристические маршруты большая часть которых проходит не по дорогам с твердым покрытием. Купить можно от 6000р до 9000рвозможно и дороже, но в таком диапазоне продаются массовые и вполне качественные модели.

Шоссейный велосипед

Люди не очень уже молодые помнят в СССР был велосипед, который так и назывался «Старт-шоссе». Байк  создан для быстрой езды по шоссе, и нигде больше. Все подчинено скорости. Большие колеса в 27дюймов обуты в тонкую узкую резину, почти без протектора. Посадка седока сильно наклоненная, уменьшающая сопротивление воздуха, с одной стороны и быстро утомляющая ездока, с другой. Диапазон изменения крутящего момента на заднем колесе, по сравнению с другими многоскоростными велосипедами, относительно невелик. Масса экипажа на много меньше, чем у других равновеликих велосипедов. Пожалуй, только на шоссейных колесах применяют бескамерную резину – трубки. Если захотите посоревноваться в скорости, купите шоссейный болид. Обойдется покупка от 15000 до … теряется в облаках.

Двухподвесочники

Как следует из названия, у последнего в нашем параде типов велосипедов оба колеса имеют пружинную подвеску. Прежде всего, еще одна подвеска ощутимо увеличивает вес и цену изделия. Какие же преимущества она за это дает? При езде по очень неровной поверхности за счет меньшего напряжения седока от тряски, скорость будет существенно больше, чем без подвески. При неожиданном наезде на препятствие последствия будут не столь плачевными, основную силу удара примут на себя пружины. Для дальних поездок двухподвесочник нельзя назвать хорошим выбором, сказывается большой вес. В московских магазинах  вам продадут нужный товар от 9000р до 25000р.

      Узкоспециальные и малораспространенные виды вроде тандемов, трековых, цирковых, велорикш и сделанных для книги рекордов, обсуждать не будем, прежде всего, из-за слабого знакомства с ними автора.

      В рамках каждого вида существует большой разброс вариантов оснащения, и нет четкого отделения одного типа от другого. Наверно, лучше рассмотреть достоинства и недостатки не велосипедов, а отдельных механизмов, которых великое множество.

      Колеса.

Втулка.  Разница в цене, порой  в несколько десятков раз, отражает разницу в качестве. Плохонькая за 150р со штампованным корпусом и незакаленными шарикоподшипниками роднится с красавицей за 3000р, имеющей точеный полированный тонированный корпус и подшипники отличного качества, надежно закрытые от пыли и грязи, только общее название. Вполне приличные изделия начинаются от 500р, кроме цены их выдает точеный корпус. Ось лучше с отверстием вдоль оси, через которую проходит крепежная шпилька для спокойной езды и без отверстия для экстремальной.

Спицы. Их в колесе должно быть ни как не меньше 36шт для подростковых и взрослых велосипедов. Для серьезных испытаний лучше больше, максимально я видел 144шт!

Обода.  Размер обода определяет размер колеса. Чем колесо меньше, тем оно крепче. Чем оно больше, тем легче ехать и меньше трясет, так же меньше затрачивается усилий на преодоление пути благодаря лучшему накату (движение велосипеда по инерции без помощи педалей). Для туризма особых требований нет, подойдут одинарные коробчатые, у них ширина обода больше высоты боковых опор резины. Для нагрузок потребуется двойной. На снятом ободе такой можно отличить по утопленным гнездам для  гаек спиц (ниппелей), а на собранном колесе ширина обода меньше высоты боковых опор. На ободе лучше не экономить. Если появляется искривление обода именуемое «восьмерка», при движении появляется ощущение будто едете по неровной дороге даже на самом лучшем асфальте и эта меньшая из бед. Главное если у вас ручные клещевые тормоза, торможение становится прерывистым и неэффективным.

Резина. На новых колесах стоит достаточно хорошая резина, чтобы сразу не было нужды её менять. Такая вполне годится для туризма и обычного катания, важно следить за отсутствием трещин, наличием протектора и давлением в камерах. Нормальное давление для этих целей от 2,5 до 3,0 атмосфер. Для специального вождения давление может сильно отличаться, так для кросс-кантри 4,0 атм. Для шоссейных колес до 10атм – больше чем у грузовиков и автобусов. Протекторы имеют огромное множество видов и рисунков. Кратко говоря шины с мелким частым протектором или почти без протектора с парой канавок по окружности, дадут вам бесшумный плавный ход, но заскользят на мокрой дороге, траве, пыльной тропинке. Зубастые колеса при езде по асфальту будут шуметь, велосипед будет мелко дрожать, но съехав с асфальта, проблемы исчезнут, появится устойчивость и уверенность движения.

Щитки. Для спорта они не нужны, зато в обычной жизни просто необходимы. Без них у вас совершенно нет шансов приехать домой в приличном виде. Непременно придется даже в сухую погоду проехать хоть по одной луже. Колеса всю грязь мигом закинут на одежду, Во время дождя и после дождя вы будете ну очень грязными, если хотя бы одно колесо не будет закрыто щитком.

Цепь. Не путать с той, на которую Барбоса привязывают. Полное её название «велосипедная роликовая цепь» и бывают они дух видов: для велосипедов с переключателем скоростей, у такой нет замка цепи, и  без переключения скоростей, у этой ставится замок. Замок цепи – легко разборное звено, при разъединении которого кольцо цепи размыкается.  Цепь вполне надежный механизм, но и он, бывает, подводит. Особенно отказ опасен на велосипедах с ножным тормозом. Разрыв или соскакивание приводит к тому, что теряется связь педалей с задней тормозной втулкой, а значит, тормоза не сработают. Ручные тормоза на таких велосипедах, действуют только на переднее колесо и, обычно, бывают больше бутафорией, чем спасателем. На велосипедах с ручными тормозами проблема с цепью не столь опасна, просто вы не сможете увеличивать или поддерживать скорость, прокатитесь по инерции немного и остановитесь без огорчительных последствий. На спортивных велосипедах цепь натягивается автоматически, на дорожных надо делать такую операцию в ручную.

Каретка. Механизм обеспечения вращения ведущей шестерни или шестерен. При его поломке или сильном износе, при вращении, часто затрудненном, слышны щелчки, скрипы, плохо переключаются скорости ведущих шестеренок. В запущенных случаях шатуны, задевая по раме, могут проточить в ней дыры, по которым рама благополучно сломается при малейшей нагрузке. Каретки бывают двух основных видов: разборная – похуже и дешевле, естественно более массовая, и «кассета» (иначе «моноблок») -  дороже и гораздо лучше. Разборная по замыслу ни в чем не должна уступать моноблоку, но при качественных комплектующих и тщательной обработке и сборке. Увы, такое встречается довольно редко.

Ось каретки. На ось надеты шатуны. Лучшесли концы оси будут со шлицами или четырехгранными. На таких гораздо лучше держатся шатуны, чем на концах с плоской проточкой для клинья.

Шатуны. Так называются рычаги, которые передают усилия от педалей к оси каретки, а через неё - ведущей шестерне. Поломка шатуна - случай почти исключительный в неспортивной практике. Бывает, их теряют, бывает, из него выпадает педаль, но такое случается только по недосмотру владельца. Лучше тот шатун, который легче, но это относится ко всем деталям.

Педали. Так называются площадки, прикрепленные к шатунам, на них непосредственно давим ногами. В педалях тоже есть оси, вокруг которых они вращаются, а где есть вращение, очень желательно иметь  и настоящие подшипники, а не хилые втулочки. Лучше, когда педаль металлическая или хотя бы имеет металлический каркас.

Седло. Лучше сесть и оценить удобство лично. Если потом не понравится или изотрется, не беда, отдельно продаются сёдла великого множества моделей.

Руль. Тоже надо лично опробовать удобство посадки. Посмотреть, достаточен ли диапазон регулировки. Особенно это важно для быстро растущих детей. Важно: нельзя выдвигать руль выше метки на трубе руля. Если выдвинете выше нормы, труба руля может выскочить из гнезда или сломаться прямо на ходу. Тех с кем такое случится можно только пожалеть.

Рулевой переключатель скоростей. Обычно их два, один заведует задним колесным переключателем и чаще всего имеет от 6 до 8 положений, соответствующих такому же числу положений цепи на задних звездочках. Другой имеет 2 – 3 положения и заведует положением цепи на ведущих звездочках. Переключатели бывают трех видов:

1.      «манетка» - барабанчик с хвостиком, на который действуют пальцем руки, чаще всего большим. Тип устаревший, применяется больше на детских байках.

2.      ревошифты RevoShift «Продолжение ручки» - дальше ручки,  смотря от края, резиновое кольцо, вращая которое, переключаем скорости. Очень распространенный вариант, немного грешит нечеткостью переключений.

3.      Моноблок. Переключатель совмещен с рычагом ручного тормоза. Переключения осуществляются при помощи двух рычажков, один увеличивает номер скорости, другой уменьшает. Очень удобная конструкция, четко переключает передачи, но дороже вышеназванных. Массовые модели при достаточном качестве вовсе не баснословно дороги.

Задний переключатель скоростей (суппорт).

Сложный и уязвимый агрегат, призванный переводить цепь с одной шестерёнки на другие шестерни. Существует очень много моделей, принцип работы у всех один, исключим переключение внутри втулки, различаются они в мелких, но важных подробностях и качестве изготовления. Переключатель может стать вашим врагом, с которым будете бесконечно воевать, а может быть незаметным и бесшумным слугой, работой которого можно только восхищаться. За состоянием этого агрегата надо внимательно следить, плохо налаженный переключатель может попасть в спицы заднего колеса, машинка будет безнадежно сломана, колесо заклинит и, возможно, лишится нескольких спиц, при этом произойдет неожиданное резкое торможение, которое может наделать много бед.

Передний переключатель.

По принципу действия, очень похож на задний, но состоит из меньшего количества деталей. Отказ не приводит, кроме неудобств, ни к каким печальным последствиям

Тормоза.

Бывают трех типов и отличаются по той детали, на которую непосредственно воздействуют.

1.Втулочные используются на дорожных недорогих моделях. Торможение происходит при вращении педалей назад, усилие ног передается цепью на втулку заднего колеса, торможение происходит от того, что ролики входят между механизмом втулки и её корпусом. Такие тормоза почти не требуют ухода и не поддаются регулировке.  Они или есть или их нет. Не смотря на это, они очень надежны, и отказывают только при обрыве цепи или если их не чистили и не смазывали несколько лет подряд.

2. Клещевые или ободные применяются в большинстве популярных моделей в нижней и средней ценовых группах. Замедление обеспечивается прижимом тормозных колодок к ободу. Велосипедист тормозит рукой, нажимая на руле тормозной рычаг. От рычага трос проходит к колодкам. Механизм такого типа обеспечивает уверенное торможение только при внимательном регулярном и довольно квалифицированном уходе. Интенсивная эксплуатация потребует частой смены колодок, установления зазоров между колодками и ободом. Особенно чувствительны клещевые тормоза к «восьмеркам» на колесах. При искривлении обода никакая регулировка тормозов не поможет, только ремонт колеса.

3. Дисковые тормоза не столь широко распространены, в основном из-за существенно большей цены. Особенно это относится к тормозам с гидравлическим приводом. Обычно такие тормоза ставятся на дорогие специальные велосипеды, где цена не играет главной роли, все отдается получению наивысшего результата. От клещевых они отличаются тем, что колодки сдавливают специальный тормозной диск. Привод тросовый или  у гидравлического вместо троса трубочка. Гидравлический тормоз намного сложней, зато требует гораздо меньших усилий на тормозном рычаге, имея гидравлику, вы легким нажатием вы зафиксируете велосипед на крутом склоне, или резко и точно остановите после прыжка. Действие дискового тормоза мало зависит от состояния обода  и гораздо лучше работают после проезда через лужу – важные преимущества перед клещевым.

Амортизаторы

Их наличие добавляет комфорта, но убавляет точность управления. Если вы планируете ездить в бесснежное время, вам подойдут амортизаторы с пружинящим элементом из пластика, а если сезон не кончается с первым снегом или планируете большие нагрузки – газовые.

Рама.

Это основная деталь велосипеда. Она определяет главные потребительские качества всего велосипеда и его цену. Рама самая тяжелая часть велосипеда, поэтому её материал имеет первостепенное значение. Изделие со стальной рамой будет дешевле и тяжелее, чем изготовленное из алюминиевого сплава, которое в свою очередь уступит сделанному из карбона. Упрощенно можно сказать, что чем велосипед легче в своей группе по назначению, тем он дороже и качественнее. Если производитель использовал высочайшие технологии при производстве рамы, будьте уверены, на других агрегатах и механизмах он не станет экономить. Очень во многом удобство и послушность вам велосипеда зависит от подбора рамы. О том, что лыжи надо подбирать по росту и весу знают очень многие. Правила подбора рам не так широко распространены. Попробуем восполнить этот пробел. Вам следует знать, что любая модель велосипеда всегда выпускается серьёзной фирмой в нескольких размерах соответствующим разным ростам велосипедистов. Размером рамы считается расстояние от оси каретки - оси системы до пересечения конца подседельной трубы с подседельным штырем и измеряется в дюймах.  Вот обозначение размеров:

Размер

Размер

Дюймы

Сантиметры

Рост седока

Очень маленький

XS - XSmall

14"

35,4

135-155

Маленький

S - Small

16"

40,6

150-165

Средний

M - Medium

18"

45,7

165-178

Выше среднего

L - Large

20"

50,8

175-185

Большой

XL -Xtra Large

22"

55,8

185-195

Сверхбольшой

XXL

24"

60,8

190 - 210

Во многих магазинах продавцы ничего про эти таблицы не знают, там чаще всего и нет выбора разных размеров одной модели. Поэтому,  если хотите сделать удачную покупку - поищите другую торговую точку, где продавцы не только разбираются в размерах, но имеют несколько более точных таблиц, умеют ими пользоваться, а в торговом зале есть не только подходящие модели велосипедов, но и нужные Вам размеры.

Покупать стоит велосипед только полностью собранный и отрегулированный. Варианты покупки в коробке, со сборкой своими руками дома, стоит отметать стразу. Довольно часто случается, что даже самые умелые руки не в силах исправить заводской брак, или изготовить недостающие для сборки детали. При самостоятельной сборке можете оказаться без гарантии.

            О гарантии стоит позаботиться еще в магазине. Перед покупкой не мешает внимательно проверить все необходимые подписи и печать магазина – это знают почти все, а вот смотрят адрес сервисного центра очень немногие. Почему-то думают, если в городе продается велосипед, то и гарантийка тоже близко. Законодательство не обязывает производителя организовывать обслуживание своего товара в каждом городе и количество сервисцентров на тысячу населения тоже не регламентирует. Легко может оказаться, что велосипед надо отправлять посылкой за пару тысяч километров на завод изготовитель. Если случай будет признан гарантийным, технику починят и пришлют обратно вам. Еще вам обязаны возместить почтовые расходы. Даже если все пойдет «как по маслу» процедура займет  минимум полтора месяца. Если возникнут какие либо проблемы, переписка может затянуться на несколько месяцев и результат может оказаться отрицательным.

            Сразу за покупкой встает вопрос об обслуживании. Если вы сами будете обслуживать свою технику, надо обзавестись инструментами и очень желательно специальными книгами. Автомобильные ключи тоже пригодятся, но потребуются и специальные. В спортивных велосипедах очень многое крепится болтами с внутренней шестигранной головкой, обычными рожковыми с такими болтами не совладать. Шестигранные ключи – стержни продаются и в веломагазинах и в автомагазинах. Очень пригодится машинка для разборки цепи. Без одной обычной и одной крестовой отверток вам не обойтись. Камеры отлично ремонтируются набором заплат с тюбиком клея. Это необходимый минимум. Для серьезного ремонта все необходимое можно приобретать постепенно, или доверить специалистам, у которых уже есть все необходимое.

Чистота велосипеда, и не только рамы, а механизмов, имеет первостепенное значение. Велосипедная механика плохо защищена от грязи. Песок, попадая в суппорт затрудняет переключение скоростей, вода вымывает смазку из подшипников и потом способствует ржавчине. Очень хорошо мыть велосипед автомойкой с высоким давлением струи, годится и шланг, надетый на водопроводную трубу. Особо засоренные места можно мыть кисточкой, смоченной раствором FAIRY, а потом смыть водой. Помыв, надо велосипед просушить на солнышке или обычным феном. После мойки обязательно нужна смазка. Лучше всего тефлоновой смазкой в аэрозольной упаковке. Распылить и дать просохнуть минут 15 -20. Если использовать автосмазки, на них быстро налипнет пыль и песок, и трудно понять пользу или вред они приносят. Четкой периодичности таких работ нет, каждый велосипедист решает сам, когда заниматься профилактикой.

            После покупки недели две не стоит предпринимать далеких поездок. Нужно привыкнуть к велосипеду и подстроить его под свои привычки. Потом, когда вы подружитесь со своим байком, можно и попутешествовать. Для обычного велосипедиста не стоит планировать дневной пробег более 70 км, а лучше 50км. Маршрут стоит выбрать так, чтобы как меньше времени ехать по оживленным автодорогам. При езде легкие работают очень интенсивно, если кругом дымят машины, организм получит не желанный кислород, а всякую гадость. Совершенно необходимо оснастить технику светоотражателями белым спереди и красным сзади, ведь нельзя быть уверенным, что ночь не застанет путешественников на дороге. Велофары для безопасности ничем не лучше отражателей, но сложней и тяжелей. Не забудьте минимальный медицинский набор, пластырь, бинт, йод много места не займут. Если сердце не совсем здорово, добавьте еще сердечные таблетки.

            Возить маленьких детей лучше всего в специальных сидениях, крепящихся на раму. Одно плохо: рассчитаны они только на дорожные модели, для спортивных не годятся. Если предполагаете возить ребенка на багажнике, багажник надо использовать не родной – жиденький, а покупать усиленный. Вместо колесных гаек желательно установить специально изготовленные подножки (чертеж прилагается). Детские ноги не будут висеть и норовить попасть в спицы.

            Для самых пожилых велосипедистов, которым уже трудно удерживать равновесие, существуют взрослые трехколесные велосипеды. На взгляд полного сил байкера, у таких моделей очень много недостатков: невозможно проехать по тропинке, небольшая скорость, занимает много места и не умещается в лифт, в общем, и не совсем велосипед. А что делать ветерану, проездившему на разных велосипедах более 50 лет? Смотреть, как молодые проносятся мимо и только вспоминать о былых путешествиях? Некоторые дедушки и бабуши не завидуют, но просто садятся и потихонечку едут. Некоторые пожилые граждане просто не знают о существовании больших трехколесников, знали бы, тоже купили бы себе для прогулок.

            Велосипедные прогулки предполагают групповое времяпрепровождение. В компании и неисправность легче устранить, и есть с кем поделиться увиденным. Еще одно достоинство велопоходов: алкоголь практически исключается. Выпив 100граммов водочки, на первых же пяти километрах горевелосипедист изойдет потом, и почувствует себя глубоким стариком. Совместные «покатушки» могут непринужденно помочь показать красоту вашей фигуры и достоинства нового спортивного костюма. Молодым людям не придется, проводив девушек, потом долго на перекладных добираться домой, велосипед решит и эту проблему.

            Кроме разнообразных велоспортивных дисциплин, очень интересно проводить соревнования между друзьями. Для этого нужно минимум средств. Главное - выдумка. Очень способствуют успеху призы, пусть даже самые маленькие. Я проводил в нашем дачном товариществе праздник «Прощай, лето» и на нем велосоревнования между ребятами. Дети сначала долго готовились, а потом выкладывались на всю катушку. Все получили маленькие призы: малыш, доехавший на своих трех колесах до половины дистанции и отказавшийся от помощи мамы – за настойчивость, девочка - за громкий смех, гонщик, уехавший «не туда» - за любознательность, победитель, естественно, за победу, а остальным тоже нашлись призы и заслуги. Родители участников супергонки болели за участников, и не только своих, так, как не болеют за любимую команду в футбол, а потом еще месяц обсуждали подробности.

            У соревнований есть еще одно большое преимущество: дети на глазах. Соревноваться могут все от малышей на трехколесниках, объезжающих наперегонки клумбу, до усатых допризывников, катающих своих девушек. Матерям повзрослевших детей ведь тоже хочется видеть своих чад.

            Для подростков кроме гонок, годится водяной бой. Нужен водяной пистолет или просто пластмассовый флакон с отверстием в пробке, больше известный как «брызгалка». Цель первым облить противника, битва ведется на ограниченной площадке, касаться земли нельзя. Необходим судья, т.к. облитыми оказываются оба противника, а кто первый, должен определить кто-нибудь незаинтересованный. Вариантов множество, был бы исправный велосипед, хорошая погода, да побольше заводных друзей, а правила можно всегда придумать.

            Напоследок перефразирую слова мудреца: «если думаешь: жениться или не жениться, не женись» скажу: если задумался покупать велосипед или нет, покупай скорей! Если купишь не тот, потом можно купить нужный, если сломается – все чинится. Не сомневайтесь, велосипед подарит вам множество чудесных ощущений и новых друзей без вредных привычек.

            В добрый путь, друзья.


Автор будет багодарен, если вы после прочтения статьи оставите свой отзыв в гостевой книге. Для этого просто кликните эту строку.